Консультации

«РЕБЕНОК И ПРИРОДА»  
Формирование навыков безопасной жизнедеятельности
 
Подготовил
воспитатель второй
квалификационной категории
Михайловская Елена Анатольевна
ПОМОГИТЕ МНЕ ОДЕТЬСЯ
Рекомендации для родителей
Основной принцип летом, который должен знать любой родитель: если на улице жарко, то одежда не должна препятствовать испарению пота, быть легкой, светлой и хорошо продуваться. Лучше забыть об одежде из синтетических тканей, которые не дышат. Идеальна одежда из натуральных тканей, а именно из хлопка. Выходя на улицу в солнечный день, следует позаботиться о том, чтобы на ребенке была надета тонкая шапочка или косынка.
Однако одевая ребенка на прогулку в лес, стоит сразу задуматься о ряде сопутствующих угроз для здоровья малыша. В лесу это в первую очередь кровососущие насекомые – комары, клещи. Поэтому следует с помощью одежды максимально защитить ребенка от внешних факторов, чтобы прогулка в лес оказалась приятной и спокойной как для малыша, так и для его родителей. Наденьте на него плотную, но не жаркую шапочку или косынку, легкую, но теплую курточку, штаны. Следует помнить и о том, что в лесу в любой знойный день мы найдем прохладу и сырость, поэтому на ноги желательно надеть резиновые сапожки.  Таким образом, ребенок будет защищен от вредных насекомых и лесной прохлады.
Прогуливаясь с ребенком в парке, стоит позаботиться о том, чтобы он был одет в соответствии с погодными условиями.  В жаркий летний день, как уже говорилось ранее, одежда должна быть легкой и светлой. Головной убор (панама, косынка, кепка), летняя одежда из хлопчатобумажных тканей (майка, шорты, сарафан, юбка), гольфы или носочки на ноги и легкие босоножки.  Если, отправляясь на прогулку в парк, родители всё же беспокоятся, не слишком ли легко одет ребенок, то необходимо захватить с собой кофточку или куртку. Лучше надеть их, когда похолодает, чем раздевать укутанного и уже вспотевшего ребенка, обнаружив, что на улице слишком жарко.
Отдыхая вблизи водоёма, стоит опасаться переохлаждения (долгое пребывание ребенка в воде) и солнечного и теплового ударов (долгое пребывание на солнце и жаре). При соблюдении режима посещения пляжа (утром и вечером), ребенку до 5 лет одежда практически и не нужна. Ведь кожа малыша должна дышать. Из дополнительной одежды вполне достаточно будет головного убора, трусиков и пляжной обуви.
Ребенку с 5 лет и старше нужно предусмотреть несколько купальных костюмов. Современные купальные костюмы обладают массой достоинств - они быстро сохнут, не раздражают нежную детскую кожу. Однако находиться в мокром купальнике все-таки не рекомендуется. Поэтому после купания необходимо переодеть ребенка в сухую хлопчатобумажную одежду.
Обладателям особо чувствительной кожи необходима будет футболка с длинным рукавом для защиты от солнечных лучей. Ведь обгореть можно даже в тени!
Отправляясь на луг, следует помнить, что это открытое пространство, поэтому в первую очередь стоит позаботиться о головном уборе. Нужно ли говорить, что летняя одежда должна быть обязательно из натуральных материалов (хлопка или тонкого льна)!  Стоит помнить о том, что на пути малыша может встретиться ядовитое растение. Поэтому помимо беседы и контроля, следует так же защитить ножки малыша одеждой, надев на них легкие брюки из летних тканей.
жжж
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

Пословицы и поговорки о пожаре 

1.Дорого при пожаре и ведро воды.

2.Лучше костёр маленький, чем пожар большой.

3.Один на пожаре не боец.

4.Пламя - это благо и жизнь, если не забыть потушить его вовремя.

5.С огнем воюют, а без огня горюют.

6.От искр пожар рождается.

7.Спички не тронь - в них огонь.

8.Не имей привычки носить в кармане спички.

9.Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней - огонь.

10.Маленькая спичка сжигает большой лес.

11.Спичка - невеличка. Огонь - великан.

12.Все прошло, как огнем сожгло.

13.Водой пожар тушат, а умом - предотвратят.

ЧАСТУШКИ О ГРИБАХ

Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно,

Про грибы споем частушки

Очень замечательно.

***

Я на дереве сидела,

С высоты грибы смотрела.

Как подуло ветерком,

Я с березы кувырком.

***

Сколько лет тебе, сморчок?

Ты по виду старичок.

Удивил грибок меня:

Возраст мой всего два дня.

***

Леня рано-рано встал,

Все грибы в лесу собрал,

Хвалится грибочками

С беленькими точками.

***

Мы с подружкой в лес ходили,

 Там огромный гриб нашли,

Мы вдвоем его тащили,

Домой еле донесли.

***

Рано утром в лес пошла,

Домой поганок принесла,

Их нажарила и съела,

А потом совсем сдурела.

***

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

ПОИГРАЕМ ВМЕСТЕ:

Отметьте правильные высказывания

Игра: «Можно-нельзя»

  • Громко кричать в лесу
  • Разрушать птичьи гнезда
  • Разрушать муравейник
  • Ломать ветки
  • Разводить костер где попало
  • Брать в руки ядовитые грибы
  • Бережно относиться к насекомым
  • Совать руки в норы
  • Пробовать на вкус незнакомые ягоды
  • Во время грозы искать убежища дома
  • Во время грозы прятаться под высоким деревом
  • Во время грозы стоять на открытом месте
  • В жаркий летний день загорать целый день
  • Загорать только в утренние часы
  • Ходить летом без головного убора
  • Ходить летом босиком
  • Носить в жаркую погоду легкую косынку или кепку

Литература: Весёлые игры по ознакомлению с природой», «Экологическая мозаика» Петрикевич А. А.

ЗАГАДКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

  1. Не поедешь, не пройдешь -

    Обойдешь сторонкой.

    И водицы не попьешь

   С синеватой пленкой. (Болото)

 

  1. На ручеек похожая,

   Ведет к реке прохожего. (Тропинка)

 

  1. Все обходят это место,

   Здесь земля как будто тесто,

   Здесь осока, кочки, мхи…

   Нет опоры для ноги. (Болото)

 

  1. Посреди поля лежит зеркало:

    Стекло голубое,

    Рама зеленая. (Пруд)

 

  1. Чуть дрожит на ветерке,

    Лента на просторе,

    Узкий кончик в роднике,

    А широкий в море. (Река)

 

  1. Он без рук, он без ног,

    Из земли пробиться смог,

    Нас он летом в самый зной,

    Ледяной поит водой. (Родник)

 

  1. Кто бежит по горным склонам,

    Тараторя сам с собой,

    И в густой траве зеленой

    Прячет хвостик голубой. (Ручеек)

  1. Мы по ковру идем с тобой,

     Его никто не ткал.

     Он разостлался сам собой,

    Лежит у речки голубой

     И желт, и синь, и ал! (Луг)

  1. Очень добродушная,

    Я мягкая, послушная,

    Но когда я захочу,

    Даже камень источу. (Вода)

  1. Нашумела, нагремела,

      Все промыла и ушла.

      И сады, и огороды

      Всей округи полила. (Гроза)

  1. Летит без крыльев и поет,

      Прохожих задирает.

      Одним проходу не дает,

      Других он подгоняет. (Ветер)

эээ
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСАХ НАСЕКОМЫХ И ЗМЕЙ
Помощь при укусах комаров
В летнее время, в особенности за городом, дети   нередко подвергаются укусам комаров. При этом на месте укуса появляются припухлость, покраснение, зуд, иногда настолько сильный, что дети становятся беспокойными, плохо спят. Расчесывая кожу после укусов, дети могут занести инфекцию, в результате чего возникают гнойничковые заболевания. Чтобы уменьшить зуд, надо протереть укушенные места спиртом, одеколоном, водкой. Чтобы устранить зуд в местах укуса, смочите кожу нашатырным спиртом, растворите раствором питьевой соды (1,2 чайной ложки на стакан воды), бальзамом, желательно с запахом мяты. Справиться с зудом вам поможет также обычная мятная зубная паста.
Помощь при укусах пчел и ос
    В организм ребенка от укуса пчелы попадает яд, вызывающий припухлость и покраснение кожных покровов.
Острая боль, которую пострадавший испытывает в первое время после укуса, в дальнейшем переходит в сильный зуд. Через 2-3 дня все болезненные явления проходят.
Оказывая помощь пострадавшему, в первую очередь необходимо найти и удалить жало, содержащее яд насекомого. Затем место укуса протирают растворомспирта или йодом. Для уменьшения боли и отека прикладывают холод.
На место укуса пчелы или осы нельзя класть землю, так как с нею можно занести возбудителей гнойной инфекции и столбняка.
При общих симптомах отравления, а также при укусе в зев, глотку, глаз ребенка нужно срочно доставить в медицинское учреждение.
Помощь при укусах ядовитых насекомых и змей
Для летнего отдыха детей надо выбирать места, где ядовитые насекомые и змеи встречаются редко. Не следует гулять с детьми в сырых, низких и особенно болотистых местах, заходить с ними в высокую траву, густой кустарник, разрешать им играть и валяться на сене и соломе.
 Если ребенка укусило какое-либо ядовитое насекомое или змея, необходимо ему в первую очередь создать полный покой, чтобы уменьшить концентрацию яда, попавшего в кровь, дать обильное питье и немедленно доставить на носилках в ближайший медицинский пункт, где ему будет введена специальная сыворотка.
Ни одна змея (за исключением эфы), если ее не потревожить, не нападает на человека. Змеи всегда уступают людям дорогу, уползая в сторону. Если человек подошел слишком близко, большинство змей «предупреждает» его о своем местонахождении: кобра поднимает переднюю треть тела и раздувает «капюшон», гюрза издает своеобразное шипение, гремучие змеи - шуршащие звуки движением копчика хвоста.
Змей не следует жестоко и бессмысленно уничтожать, так как их яд в определенных дозах является ценным лечебным средством, он входит в состав многих лекарств.
Бешенство
Бешенство - острая инфекционная болезнь, вызываемая фильтрующимся вирусом. Возникает она после укуса инфицированного животного - диких зверей (лиса, волк, шакал, барсук) и домашних животных (собака, кошка, травоядные животные).
Вирус находится в слюне и мозге заболевших, причем в слюне его можно обнаружить уже за две недели до появления первых признаков заболевания. Заражение происходит при укусах и последующем попадании слюны больного животного на рану.
Инкубационный период болезни у человека длится 30-50 дней. В этот срок вирус достигает центральной нервной системы, и появляются первые признаки заболевания. Нарастает возбуждение, появляются слуховые и зрительные галлюцинации. Нередко наблюдаются повышенное потоотделение, слюноотделение, причем больной не может проглотить слюну и постоянно ее сплевывает. Иногда возникают приступы буйства с агрессивными действиями.
От укусов бешеных животных страдают и дети. При заболевании у ребенка отмечается депрессия, сонливость, скорое развитие параличей. При укусах рану тщательно промывают мыльным раствором (один кусок туалетного мыла или 1/4 хозяйственного на 2 стакана воды) и прижигают настойкой йода. Пострадавшего необходимо немедленно отправить в медпункт, где ему сделают прививки.
Чем раньше начать прививки, тем лучше, поскольку иммунитет образуется спустя 2-2,5 недели после их окончания. Во время прививок надо избегать переохлаждения и перегревания тела, а также физического и умственного переутомления.
Детям надо запрещать подходить к незнакомым животным и играть с ними.
 
Литература:
1. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Авторы: Ладутько Л. К., Шкляр С. В.
эээ
ГРИБНОЕ ЦАРСТВО
Информационная страничка
 
Боровик
Наши леса богаты грибами. Лучший из них — боровик. Растёт боровик в хвойных лесах, обычно на лесных опушках. Окраска шляпки — бурая. Ножка — толстая. Мякоть — белая. Поэтому его чаще и называют белым. Он единственный из грибов, который остаётся белым после сушки. А как вкусны молодые, привлекательные на вид белые грибы!
Подосиновик
Подосиновик называют ещё красным. И действительно, шляпка у него оранжево-красная. Ножка крепкая, белая, с тёмными чешуйками. Мякоть тоже белая, на изломе синеет. У молодого грибка шапочка шариком. Гриб растёт ближе к осине. Отсюда и название — подосиновик. И шляпка его окрашена под красный осиновый осенний листок.
Маслята
В сосновых лесах на полянах, у обочин лесных дорог с начала июня до поздней осени растут выводки маслят. От утренней росы и сырости коричневые шляпки маслят бывают сплошь покрыты слизью. Нижняя сторона шляпки у молодых грибков затянута белой плёнкой. Лисички.
Лисички — единственные грибы, которые не бывают червивыми. Это небольшие мясистые
и ломкие грибы цвета яичного желтка. Шляпка у них вогнута, с неровными краями. Мякоть — жёлтая, с приятным запахом.
Рыжики Рыжики растут семьями в хвойном лесу. Шляпка и ножка — рыжие, за что и назвали рыжиком. Края шляпки завёрнуты вниз. У старых грибов шляпка воронкой. На верхней стороне шляпки видны тёмные кольца. На изломе шляпки выступают капли оранжево-млечного сока. Исключительно вкусный рыжик — жареный, солёный!
Сыроежки
Сыроежки — мягкие и хрупкие грибы. Окраска их разнообразная — белая, желтоватая, розовая, красная, фиолетовая, зеленоватая. Сыроежки съедобны.
Бледная поганка давно сыскала себе дурную славу. Каждый год из-за неё страдают тысячи людей. Многие погибают. Бледная поганка самый ядовитый гриб на свете!
Не жуй поганки!
Часто путают шампиньон и бледную поганку.
У шампиньона пластинки снизу шляпки розовые или сиреневатые. А у поганки всегда белые. А ещё узнать бледную поганку можно по колечку на ножке. Низ ножки утолщён и помещается в “воротничке”.
У настоящего опёнка на стволике всегда есть кольцо-манжетка. У ложных опят его нет. Ложный опёнок — кирпично-красный или жёлтый. Гладкая красная шапочка колокольчиком. Цвет шляпки у настоящего опёнка бурый, коричневато-жёлтый. А на шляпке белые чешуйки. У ложных опят этих чешуек нет.
Мухомор со съедобными грибами не спутаешь.
Красавец! Только у него такая красная шляпка с белыми горошинами. И всё-таки красным мухомором можно отравиться. А ещё есть серо-розовый и пантерный мухоморы. Они более скромны по виду. Смертельные отравления мухоморами редки. Отваром из этих грибов морят мух.
Отсюда и название — мухомор. Спиртовым настоем из мухоморов протирают больные места при ревматизме. Лоси едят мухоморы, а зачем, никто не знает. Может, тоже лечатся?
 
Литература:
 1. Дурейко Л.И. Природа и здоровье. Минск, «Тесей»,2003.
2. Здаровы лад жыцця №3, 2005.
 
ОТРАВЛЕНИЯ ЯДОВИТЫМИ ГРИБАМИ
Отравления грибами начинают регистрироваться ранней весной и в период «сезона грибов». В зависимости от появления первых клинических симптомов отравления делятся на две группы: отравления со скрытым периодом от 0,5 до 2 часов и отравления со скрытым периодом от 8 до 24 часов.
К первой группе относятся отравления, протекающие по типу гастроэнтерита, мускорино-подобного синдрома и синдрома «тигровой поганки». Картина интоксикации по гастроэнтеритическому типу           характеризуется внезапной тошнотой, рвотой, профузным поносом. Быстро развивается обезвоживание организма, особенно у детей раннего возраста, что приводит к снижению температуры тела, кровяного давления, спазму кишечника, урежению пульса.
Лечение состоит в немедленном удалении из желудка остатков грибов путём назначения рвотных средств, последующего промывания желудка, введения слабительных средств. Эти мероприятия проводят всем детям при подозрении на отравление грибами, даже при отсутствии симптомов отравления. Перед и после промывания желудка назначают активированный уголь. Ребёнок доставляется в лечебное учреждение.
При отравлении, протекающем по мускориноподобному типу, у детей наблюдается усиленное слюноотделение, потоотделение, рвота, понос, сужение зрачков, спазм аккомодации, близорукость, редкий пульс; в тяжёлых случаях - резкое падение артериального давления, нарушение дыхания, отёк лёгкого. Терапия включает в себя освобождение желудочно-кишечного тракта от остатков грибов, введение подкожно атропина через каждые 0,5-1 час. Пострадавшего отправляют в стационар.     
Синдром «тигровой поганки» развивается при отравлении красным мухомором и серым мухомором (тигровая поганка, мухомор пантерный). Через 1-2 часа после отравления возникает лёгкий гастроэнтерит (тошнота, боли в животе), возбуждение центральной нервной системы по типу отравления атропином, спутанность сознания, галлюцинации, самопроизвольные подрагивания мышц. Лечебные мероприятия те же.    
Острые отравления со скрытым периодом от 8 до 24 часов могут быть вызваны грибами рода мухомор: мухомор вонючий и бледная поганка. Летальность при отравлении указанными грибами достигает 30-95%.
Отравления чаще возникают дождливым летом и ранней осенью. Клиническая картина развивается спустя 8-24 часа после употребления грибов: появляется внезапная повторяющаяся рвота, боли в животе, понос. Стул может иметь вид «рисового отвара». На этом фоне возможно развитие коллапса, так как ребёнок теряет много жидкости, солей калия, натрия и хлоридов.
Если больной выходит из этой стадии отравления, возникает картина тяжёлого поражения печени (увеличение печени, желтуха и др.). Возможно повреждение почек, на что указывает резкое снижение мочеиспускания или его полное отсутствие.
Со стороны нервной системы: спутанность сознания, возбуждение, судороги. При подозрении на отравление мухомором ребёнок немедленно госпитализируется.
 
Литература:
1. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Авторы: Ладутько Л. К., Шкляр С. В.
эээ

ПРОГУЛКА НА ПРИРОДУ

Памятка родителям.   

Не нужно лишний раз вам описывать то, как нужно и полезно совершать с ребенком вылазки на природу. Лес, водоёмы, луга, сопки и горы насыщенны не только мощной положительной энергетикой, познавательны для кругозора. А физическая нагрузка, которую получает ребёнок при прогулке на свежем воздухе, весьма полезна для здоровья.

Совершая прогулку на природе, не скупитесь на объяснения, рассказывайте ребёнку о том, что его окружает, не ленитесь собрать несколько желудей, забавных коряг, сухих листьев, шишек и другой природный материал. Из всего этого можно сделать очень интересные поделки.

Каждая встреча с природой даёт возможность детям наблюдать издалека и близко жизнь леса. Обращайте их внимание на красоту леса в любое время года, суток и в любую погоду. Учите детей удивляться форме деревьев, цвету неба, капле воды, стройности былинки, приучайте детей слушать пение птиц и выделять птичьих солистов. Обратите их внимание на то, как музыкален лесной шум. Научите детей различать шёпот листвы, тихий плеск волны, журчание ручейков, стрекотание кузнечиков и другие звуки природы.

И не забывайте принять меры предосторожности от укусов насекомых, заранее использовать репелленты и подобрать соответствующую одежду для прогулки.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

Учите ребенка беречь природу, расскажите ему правила поведения на природе. Некоторые думают, что вреда не будет, если собрать охапку цветов, вырвать съедобный гриб с грибницей, поймать птенца, подобрать ёжика и т.д. Взрослые должны настойчиво разъяснять детям, что их желания могут быть губительными для леса и зверюшек, которые живут в этом лесу. Лес, речка, луг -  дом для растений и животных, а не ваш, и будьте вежливыми гостями в этом лесу. Удержите руку ребёнка, тянущуюся к необычному цветку. И объясните, что, срывая цветущее растение, мы тем самым мешаем ему нормально размножаться семенами и этим губим растительность в природе. К примеру, чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение, необходимо не менее семи — восьми лет.

Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверёнышей, не берите их с собой домой. Животные в природе — не потерянные и не брошенные, они живут своей жизнью. Никто не создаст им необходимых условий для роста и развития, кроме их собственных родителей. Также не следует брать яйца из гнёзд, разорять муравейники и раскапывать норы. Не пытайтесь заглянуть в гнездо, а тем более трогать его, птенцов или яйца. Некоторые птицы после этого бросают свои гнезда.

Правила поведения в природе запрещают включать на полную мощность транзисторные приёмники, магнитофоны, поднимать крик и шум. Громкие звуки тревожат зверей и птиц, они покидают свои гнезда и норы.

Старайтесь не разводить костер в лесу. Даже самым правильным способом разведённый, а затем тщательно затушенный костёр может вызвать пожар. Если внутри головешек или полусгоревших дров останется хотя бы микроскопическая искорка, она через день-два способна разгореться.

Необходимо помнить, что огонь отпугивает всех лесных обитателей. Обычно, увидев огонь, дикие звери и птицы спасаются бегством. Если в лесу горит костер, то в радиусе 100–150 м покидают гнёзда совы, певчие дрозды и другие птицы, покидают надолго, и насиживаемые яйца успевают остыть, кладка погибает.

Кроме того, стволы деревьев, находящиеся ближе 10 м от огня, сильно нагреваются в нижней части, что приводит к отмиранию живых тканей ствола. От сильного жара погибают также всасывающие (мелкие) корни деревьев, расположенные около поверхности почвы. Всё это в конечном итоге вызывает гибель дерева. Такие мертвые деревья можно встретить в лесу. Они служат немым укором людям, которые не берегут лес.

Берегите природу!

Литература:

1. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Авторы: Ладутько Л. К., Шкляр С. В.

«Нравственно - трудовое воспитание детей дошкольного возраста»
          (Консультация для законных представителей воспитанников)
 
Подготовил:
Воспитатель дошкольного образования
Радоман Антонина Валентиновна
 
                                                               «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»
Народная мудрость.
      В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего поколения, обеспечению  трудового и нравственного воспитания. Важная роль в этом принадлежит как общественному, так и дошкольному воспитанию. Надо отметить, что детские дошкольные учреждения всесторонне развивают и воспитывают детей, укрепляя и сохраняя их здоровье, прививают им  любовь к труду, к своей Родине, а также подготавливают детей к обучению в школе. За определенный период времени пребывания в детском саду у ребят должны быть развиты необходимые психологические и физиологические предпосылки, целеустремленность, физическое здоровье, самостоятельность, выносливость. Труд должен радовать ребенка, и наша задача развить это чувство у маленьких детишек. В дошкольном возрасте нужно уделять особое внимание развитию трудолюбия, т.к. в последующие годы приучить ребенка к труду будет намного сложнее. Ребенок должен осознавать, что есть нравственные качества человека, такие, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело.  
    Большое значение в трудовом воспитании дошкольников имеет хозяйственно-бытовой труд, он  связан с самообслуживанием, поддержанием порядка в групповой комнате, соблюдением правил  личной гигиены. Такой труд воспитывает в детях желание поддерживать чистоту и порядок, быть аккуратными, бережно относится к вещам, по собственному желанию наводить порядок  и помогать своим товарищам.
   В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.
    Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки — умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.
      В детском саду дети трудятся вместе. Постарайтесь и дома создать условия для совместной работы нескольких детей. В общем труде крепнут дружеские связи между детьми, возникает желание помогать друг другу; легче предупредить развитие таких отрицательных качеств, как хвастовство, лень, эгоизм.
      В труде складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения (что очень важно для подготовки ребенка к школе!).
Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте. Дети в состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим.
   Дети испытывают особое удовольствие, когда их, как равных, привлекают к труду. «Мы с мамой пирожки делали. Мама кружочки делала, а я начинку накладывала»,— говорит шестилетняя девочка. «Мы с папой дверь чинили, я гвоздики подавал папе, а он прибивал где надо»,— с гордостью сообщает пятилетний мальчик.
Радует ребят доверие старших, они гордятся, когда им поручают дома настоящие дела, выполнение которых составляет известный вклад ребенка в многочисленные повседневные дела семьи. Когда малыша включают в эти повседневные дела, это меняет его положение среди взрослых — у него есть свои дела и обязанности, за них он отвечает. Детей радует поощрение взрослых; справедливая, доброжелательная оценка создает у них чувство уверенности, желание заслужить еще более высокую оценку.
Раннее включение детей в семье в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной. Ребенок приобретает много ценных качеств, становится самостоятельным, в меньшей степени зависит от взрослых, усваивает полезные практические навыки, учится ценить время, по-новому оценивает и труд окружающих его взрослых, приучается видеть свое участие в этом труде.
     Но взрослым следует иметь в виду, что повседневность придает детскому труду будничный характер. Одно дело выполнить поручение в первый раз: впервые попросили ребенка шести лет купить хлеб— поручение выполнено с готовностью, ребенок вырос в собственных глазах. Но когда эту обязанность надо выполнять каждый день, радость постепенно угасает, желание ежедневно ходить за хлебом может пропасть. Придется находить дополнительные стимулы, чтобы та или иная обязанность не стала обременительной для ребенка. Иногда мать, накрывая стол к обеду, скажет: «Какой аппетитный, мягкий хлеб купил сегодня Алеша». В другой раз даст более сложное задание: купить не только хлеб, но и калорийные булочки, которые так любит папа. А за вечерним чаем отец выразит удовольствие при виде этих булочек и еще больше обрадуется, узнав, что это сын ходил в булочную.
    Любят дети подготовку к праздникам. Вы начинаете праздничную уборку квартиры продумайте возможное участие в ней и ребенка. Дети 3—4 лет могут протереть влажной тряпочкой свои кубики, полочку для игрушек, аккуратно расставить на ней свои игрушки, помочь маме протереть листья растений, помыть поддонники. Более старшим детям можно доверить более сложные дела: навести порядок в буфете, аккуратно разложить белье на полки шкафа, при этом последить, чтобы постельное белье не было перемешано с одеждой...
     Если вы собрались стирать— детям тоже найдется дело. Надо ведь, чтобы и у кукол был праздник, чтобы их одежда и постель были чистыми. В маленьком тазике все это можно постирать, прополоскать, что-то подсинить, что-то накрахмалить, а потом вместе с мамой развесить посушить. А когда все высохнет, кое-что дети сами смогут и погладить. Очень важно, чтобы в этих предпраздничных хлопотах у каждого было дело: и у папы, и у старшего брата. У них свои обязанности. Надо починить неисправные игрушки, привести в порядок одежду, что-то отнести в химчистку. Кое-что надо вынести во двор и проветрить.
    При выполнении всех этих дел важно всем членам семьи быть примером. Не стоит жаловаться на усталость, говорить о нежелании что-то делать. Пусть ребенок видит активность каждого, их сноровку, умение все делать с готовностью. Такие традиции семьи, при которых ребенок рано становится участником общего труда, дают значительно более высокие воспитательные результаты, чем иные, когда ребенок, проснувшись утром, видит преобразившуюся квартиру — был беспорядок, и вот, как по волшебству, все преобразилось, всюду чистота. Такой «сюрприз», конечно, доставит удовольствие ребенку. Но так как он не был участником общего труда, оценить вложенный труд он не может, да и вообще ценить его долго не научится.
     В старшем дошкольном возрасте дети уже могут проявлять заботу о другом, и в этом их надо поощрять. Пусть эти заботы будут еще очень просты, но то, что они направлены на пользу другого, а не на себя, имеет важнейшее значение для развития личности ребенка.
   Некоторые дети в семье выполняют многие дела по хозяйству, по-настоящему помогают взрослым. Но есть семьи, в которых ребенку не находят дела и он лишь помогает маме убирать свои же игрушки.
    Трудовое участие детей в бытовых делах особенно велико в тех семьях, где несколько детей, где у ребенка постарше есть младший брат или сестра. Круг повседневных дел ребенка в такой семье разнообразен, он видит, что по-настоящему может помочь маме, ухаживая за маленьким.
    Вот как об этом рассказывают сами дети: «Я одеваю сестренку, гуляю с ней»; «Мою братишке лицо и руки»; «Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, смотрим картинки, я все ему рассказываю»; «Я хожу с Лялей гулять»; «Мы с сестренкой играем, я вожу ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки»; «Слежу за братиком, даю водички попить, помогаю маме купать его, когда папа на работе».
   Заметим, что в этом случае ребенку легче почувствовать себя большим, покровительство по отношению к младшим возвышает его в собственных глазах. Круг дел, которые взрослые поручают дошкольникам по уходу за маленькими, постепенно становится привычным. Но следует помнить, что детям хочется поиграть со своими сверстниками, у них есть свои интересы, свои интеллектуальные потребности, которые должны удовлетворяться в процессе общения со старшими и сверстниками, в совместных играх, наблюдениях, занятиях. Как только эти детские потребности начинают ущемляться, забота о маленьких становится для дошкольников обременительной обязанностью и иногда приводит к изменению отношения старших дошкольников к их младшим сестрам и братьям.
   Детские заботы о других людях, в чем бы они ни выражались, свидетельствуют уже о глубоком понимании необходимости помощи, необходимости приспосабливать свое поведение к условиям жизни семьи, находить свое место в общих делах семьи. «Я забочусь о папе, он у нас больной. Мы с Настенькой стараемся не шуметь, не бегать по квартире, чтобы папа скорее выздоровел»,— говорит мальчик. А вот извечная помощь маленького человека старшему: «Помогаю бабушке вдевать нитку в иголку». Заботятся дети о животных, о растениях: «Кормлю кролика», «Вожу гулять свою собаку», «Цветы поливаю», «Хомячков кормлю». Но иногда забота ребят не выходит за рамки их игровых интересов: «Кладу куклу спать, кормлю ее»; «С мишкой играю, кормлю его, сплю с ним». Здесь родителям, наверное, следует найти ребенку какие-то реальные дела, которые были бы направлены на действенную помощь старшим.
      В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Давайте трудиться в воспитании наших детей вместе!
ЛИТЕРАТУРА
1.Куцакова Л.В .Нравственно – трудовое воспитание дошкольника. /Л.В.Куцакова.- М. Владос  2010, 144с.
2. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М.: Прогресс, 1985.
3. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. - М.: Педагогика, 2012, - 174,с. - (Педагогика - родителям).
Чудо по имени театр, или театр в кругу семьи
(консультация для законных представителей воспитанников)

Воспитатель дошкольного образования
Второй квалификационной категории
Буранова Мария Ивановна
Сегодня потенциальные возможности се­мьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьезные трансфор­мации. Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей.
Одним из ведущих условий изменения сложившейся ситуации является развитие конструктивного взаимодействия образовательного учреждения с семьей.
Сложившееся на протяжении многих десятилетий взаимодействие педагога с ро­дителями в современных детских садах ча­сто носит формальный характер, имеет четко очерченные границы. Конструктив­ное взаимодействие, напротив, способно эффективно предупреждать возникнове­ние проблемы «отцов и детей», помогает освоить продуктивные способы налажива­ния взаимоотношений в триаде «ребе­нок-родитель-педагог». Развитие такого взаимодействия стимулируется посредст­вом организации на базе образовательного учреждения, семейных праздников, конкурсов, выставок, мастер­ских, обеспечивающих возможность сов­местного участия родителей и детей в их подготовке и проведении.
Одним из источников углубления взаи­модействия педагогов, родителей и детей может стать семейный театр.
Семейный театр - это творчес­кое объединение нескольких семей, педа­гогов и работников культуры (режиссера иактеров театральных студий) на базе дет­ского сада, которое ориентировано на ин­теграцию традиций общественного и до­машнего театра в целях взаимообогащения всех его участников, дальнейшего разви­тия воспитательного потенциала семьи.
Семейный театр является не только средством развития воспитательного по­тенциала семьи, ее приобщения к миру те­атра и другим художественным ценностям, но и специфической формой передачи опы­та предшествующих поколений и вобрав­шим в себя накопленную веками народную мудрость способом создания определенно­го жизненного уклада семьи. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как “артисты”, исполняющие роли, но и как “художники”, оформляющие спектакль, как “музыканты”, обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.
Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.
Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.
В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе.
Как известно, домашние театральные постановки на протяжении длительного времени (конец XVIII - начало XXв.) бы­ли одной из ведущих форм проведения се­мейного досуга дворянства. По свидетельству историков, искусствоведов, педагогов, в представлениях участвовали все члены семьи: дети, родители, бабушки, дедушки и другие родственники.
Театр с самого раннего детства развивает в ребенке творческие задатки, стимулирует формирование психических процессов, со­вершенствует телесную пластичность, спо­собствует гармонизации отношений в семье, сокращению «духовной пропасти» между взрослыми и детьми.
К.С. Станиславский видел в театре боль­шую притягательную силу. Он называл его «коллективным художником, соединяю­щим в одно гармоническое целое творчес­кую работу поэтов, артистов, режиссеров, музыкантов, декораторов». Считал искусст­во театра собирательным, поскольку в нем одновременно используется творчество всех без исключения искусств: литературы, сцены, живописи, архитектуры, пластики, музыки, танца. Театральный педагог был убежден, что театр - лучшее средство для общения людей между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств.
В конце XX - начале XXI века в связи с развитием идей гуманной личностно ори­ентированной педагогики возобновился интерес к традициям домашнего театра, появилась потребность интегрировать до­стижения общественного и домашнего ху­дожественного воспитания в новой форме.
Семейный театр - конструктивная фор­ма взаимодействия УДО с родителями, объединяющая всех членов семьи в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педаго­гов. Семейный театр, приобщая взрослых и детей к театральному искусству, повышает уровень эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов), про­буждает интерес к истории и культуре малой Родины.
Этот опыт показывает: в процессе теат­ральной деятельности (участие в изготов­лении костюмов, ширм, подготовка к теат­ральным представлениям и т.д.) устанав­ливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хоро­шим примером для детей. Для взрослых те­атральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного вос­приятия действий ребенка, дает опыт сов­местных переживаний, способствует осо­знанию своего места в системе ролевых, де­ловых, межличностных связей, изменяет характер поведения, намерений, действий.
Семейная театральная деятельность на­именее разработанное направление в обла­сти взаимодействия детского сада с роди­телями, поскольку требует немалых мате­риальных и духовных затрат,но постанов­ка в домашних условиях игровых спектак­лей - дело весьма увлекательное и непро­стое. Без помощи педагогов-энтузиастов, которые должны вдохновить родителей и оказывать им действенную помощь на всех этапах подготовки театрализованного представления, не обойтись.
Привлекать родителей и подчеркивая успе­хи их детей, необходимо ненавязчиво спо­собствовать возрождению давней тради­ции устройства домашнего театра. Педагоги могут помочь родителям в организации семейных театральных представлений. Как? Развивая опыт «артистической и теа­тральной» деятельности детей в дошколь­ном учреждении и, таким образом, повышая уровень самоуважения ребенка, который на­чинает осознавать свою значимость в семье, умелость, эрудицию, что благотворно ска­зывается на его развитии в целом.
Совмест­ная театральная деятельность детей и взрослых, позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни в УДО, расширяет круг общения, со­здает полноценную среду развития, помога­ет каждому ребенку найти свое место в со­обществе, стать его полноценным членом.
Однако до последнего времени без отве­та оставались вопросы:с чего начинать ор­ганизацию совместной театральной деятельности в условиях УДО? Как обучать детей и взрослых актерскому искусству?
Организационно-исследова­тельскийэтаппозволяет определить исход­ный уровень воспитательного потенциала семей, уровень творческой активности де­тей и взрослых (родителей и педагогов); выявить потребности и возможности семей в подготовке и проведении театральных постановок, привлечь их к организации пред­метно-развивающей среды.
Дети, родители, педагоги знакомятсяс  содержанием театральной постановки, целями и задачами, об­суждают возможность последующего до­полнения с учетом интересов семей. В ходе беседы  определяются основные формы взаимодействия.
  • Совместные занятия детей, родителейи педагогов в театральных мастерских: знакомство с историей театра, театральных икукол, костюмов и пр.; изготовление декораций, сценических костюмов, масок, кукол; организация театральных постановокв детском саду и дома.
  • Индивидуальные занятия с детьми, родителями.
  • Творческие встречи с театральнымиколлективами, студиями, режиссерами иактерами.
  • Посещение спектаклей.
  • Совместная исследовательская деятельность детей и взрослых.
 Участники знакомятся друг с другом, делятся своим опытом, приобщают детей к театру в играх и уп­ражнениях.
На этом этапе ведущая роль принадле­жит педагогу - специалисту, выполняюще­му обязанности художественного руководи­теля, главного режиссера, дирижера и т.д. Основа его успешной работы - интерес к театральному искусству, владение определен­ными знаниями в области театральной педагогики, осознание ценности совместноготеатрального творчества, стремление к благополучию в каждой семье, стимулировании развития ее воспитательного потенциала.
Педагоги детского сада, а также специалисты учреждений искусства и культуры помогают внедрить театральное искусство в повседневную жизнь, как и детском саду,  так и дома.Они осуществляют управление процессом совместной театральной деятельности,стимулируют творческую активность детей и взрослых.
Театральный зал: сцена, авансцена, подиум, занавес, хорошее освещение (люстры, бра, подсвечники, лампы); оборудование (музыкальный центр с караоке, видеомагнитофон, диапроектор).
Костюмерная: помещение с театральными костюмами, бижутерией и другими необходимыми для спектаклей атрибутами.
Гримерная: помещение с большими зеркалами, гримом, париками и т.д.
Фонд театральных кукол, изготовленных из бросового, в том числе нетрадиционного, материала.
Хранилище для декораций, атрибутов дизайна, ширм для настольного, теневого театра.
Театральная библиотека: литература, иллюстрированные альбомы, книжки-театры и т.д.
Передвижные выставки: детские работы, фотоматериалы об уже состоявшихся теат­ральных постановках; семейные театраль­ные газеты.
Театральные уголки (в каждой группе УДО): пальчиковый, настольный, куколь­ный, теневой театр, фланелеграф, атрибу­ты к театральным играм и т.п.
«Комната сказок» - помещение, обору­дованное всем необходимым для теат­ральной деятельности детей и взрослых: мини-сцена с занавесом, ширма для ку­кольных представлений, перчаточные куклы, куклы на гапите, театр ложек, большие куклы, напольные куклы, деко­рации и т.д.
Поддерживающе-развивающий этап укрепляет­ стремление семьи больше узнавать о те­атральном искусстве, получать новые све­дения из истории и культуры родного края, знакомиться с новыми формами проведе­ния досуга в семье. На этом этапе активно развиваются творческие способности всех участников семейного театра на система­тических занятиях в театральных мастер­ских УДО с родителями и детьми.
На занятиях используются разнооб­разные формы взаимодействия с семьей, со­ответствующие уровню развития ее воспитательного потенциала, обучаются члены семьи сценическому общению посредством этюдов, игр, упражнений. Взрослые и дети познаютдруг друга на ежегодных традиционных (зимних, весенних, летних, осенних) празд­никах; в играх, хороводах.
Семейные праздники создают удиви­тельную атмосферу духовного единения членов семьи, позволяют естественно пере­давать младшему поколению народные традиции, способствуют установлению взаимопонимания между взрослыми (ро­дителями, педагогами) и детьми.
Перечисленные формы взаимодействия способствуют развитию способности про­никать во внутренний мир близкого чело­века, учат понимать состояние и настрое­ние партнера по общению (ребенок или взрослый), помогают взрослым лучше уз­нать и понять мир детей.
На данном этапе педагог продолжает выполнять функцию руководителя семей­ного театра, но, не подавляя своим автори­тетом участников процесса, а поддерживая их стремление к творчеству. Педагог сти­мулирует переход родителей от объектной позиции к субъектной, тем самым, способствуя их переходу на позицию сотрудниче­ства, а впоследствии - на позицию понима­ния, осознания и развития своих воспита­тельных способностей.
На завершающем конструктивно-ре­флексивном этапе нескольких семей самостоятельно реализу­ют собственные творческие проекты как в детском саду (объединение нескольких се­мей, педагогов), так и дома. Проводится ана­лиз совместных достижений, исследуетсяуровень развития воспитательного потенциала семей, оцениваются результаты взаимодействия УДО с родителями посредствомсовместной театральной деятельности.
Технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду способствует решению важных задач семейного воспитания: гармонизации детско-взрослых отношений на всех возрастных этапах; переходу родителей и ребенка от наблюде­ний за игровыми действиями педагога к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду, а затем и в са­мостоятельную организацию домашних те­атральных постановок; переходу родителей от «проживания рядом» с детьми к построе­нию взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости; переходу от отдельных театрализованных игр к совместным семейным праздникам в УДО и домашним театральным постанов­кам в кругу близких и родных. Более тесное общение между членами семьи в процессе совместной деятельности способствует улучшению внутрисемей­ных отношений.Взаимоотношения в семье переходят на более высокий уровень: появляется больше доверия друг к другу.Появляются совместные увлечения, возможность планировать совместныйсемейный досуг с учетом мнения ребёнка.
Участие в совместной театральной дея­тельности помогает повысить уровень вос­питательного потенциала семьи, способст­вует переходу на более высокий уровень развития семейных взаимоотношений.
Литература:
Караманенко Е.А. «Театр для дошкольников». 2010г.
Белобрыкина О.А. «Волшебный мир домашнего театра» Минск 1999г.
Буренина А.И. «Театр всевозможного» 2002г.
«УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ЖИВОТНЫХ»
Подготовил:
Воспитатель дошкольного образования
                                                                                         С. И. Васильева
Однажды Далай-ламу спросили о том, как воспитать хорошего человека, добросердечного, с моральными устоями. Далай-лама ответил так: «Научите его ценить жизнь насекомого».
В этом и заключается мудрость. Даже в насекомом есть то, что движет жизнь, как и каждого из нас. Нашей жизнью движет желание достичь успеха, быть счастливыми, получать удовлетворение от того, чем мы заняты, стремление обойти боль и страдание.
Если мы покажем своё уважение к чему столь малому, как насекомое, которое любой ребёнок, не задумываясь, раздавит, объясним ценность жука, ценность птицы, ценность животного, останется только одна форма жизни. Ребёнок увидит живой организм совсем в другом свете: у него есть «братья и сёстры», совсем как у тебя; он может чувствовать боль, совсем как ты; он может быть голоден. Это всё серьёзные уроки для растущего человека.
Животные – это обладающие способностью двигаться и чувствовать существа. Любить животных и любить с ними поиграть, погладить не одно и то же. Любовь к животным требует и времени, и терпения, и труда, и забот, и средств. Животных нужно вовремя кормить, убирать за ними, гулять, следить, чтобы они были чистыми и здоровыми. Только после этого хозяин имеет право на удовольствие от общения с собакой или кошкой. Нельзя брать животное, если кто-то из родных возражает. Тем более, хозяин должен отвечать за то, чтобы его четвероногий друг не доставлял неприятностей посторонним людям. Очень часто владельцы животных пренебрегают этим требованиям. Как правило, овчарок, догов, колли, боксёров и бультерьеров они выгуливают без поводка и намордника, не считаюсь с тем, что маленькие дети, а порой и взрослые, испытывают перед ними страх. Сколько людей от испуга в детстве на всю жизнь остались заиками, сколько с укусами обращаются к врачам! Без намордника и короткого поводка собаку нельзя выводить из дома, а тем более возить в общественном транспорте.
Собаку и кошку можно взять только тогда, когда ты уверен, что сможешь ухаживать за ними, не доставляя неприятностей соседям, прохожим.
Нередко хозяину становится в тягость его обязанности. И если он безжалостный человек, то перестаёт пускать животное в дом. По вине таких людей очень многие кошки и собаки становятся бездомными. Без тепла и из-за недостатка пищи начинают болеть. Голод вынуждает брошенных животных добывать себе корм.  Беспризорные собаки и  кошки разоряют птичьи гнёзда и уничтожают мелких зверьков. Стая бродячих собак может загнать и загрызть даже крупного зверя.
Бросая своих домашних животных или унося от дома, а значит, и от хозяина глупых котят и щенят, бросая их на произвол судьбы, человек поступает очень безответственно.
Нужно учить детей ответственному отношению к  животным. Учить детей человечности, пониманию, что всё живое на Земле имеет право на полноценную жизнь. Учить детей активному осуждению жестокости, умению правильно вести по отношению к детёнышам животных. Нельзя допускать, чтобы дети причиняли боль животным.
Случается, что дети ловят животных, приносят их домой, не сознавая, что в неволе они медленно умирают, тоскуя о свободе. Недопустимо, когда в домашние условия забирают детёнышей животных, полагая, что они остались без родителей. Если малыши осиротели, то заботы о них берут на себя другие взрослые особи того же  вида. Подросший зверёк, попадая из неволи на свободу, не может быстро приспособиться к естественной жизни. Он не умеет добывать себе корм, различать, кто друг, а кто враг, и скоро становится лёгкой добычей для хищника. Рядом с человеком полноценно могут жить только домашние животные, дикие так и остаются дикими. Их тянет на волю.
Иногда действительно бывает, что животное попало в беду – подстрелено горе-охотником или пострадало в половодье. Нужно помочь, но только тогда когда зверёк не может сам двигаться, а потом отпустить на волю. Ни в коем случае нельзя пытаться поймать раненое животное для оказания ему помощи. При этом оно может сильно искалечиться. 
Животные – это не игрушка для развлечения и забав. Они нуждаются во внимании и заботе человека. Однако нередко можно видеть, как якобы для воспитания «любви к природе» их держат в банках, вёдрах и других ёмкостях, не приспособленных для жизни зверей. Порой их забывают покормить, обрекая на мучения. Не всегда люди знают об особенностях биологии животных, которых держат.
Клетка – не природа, а дикий зверёк, живущий в неволе, медленно умирает на глазах у детей, которым советуют его погладить и тем самым выразить свою любовь.  Лучше завести собаку и держать её у себя дома. Дети будут видеть, как она радуется их приходу, чего никак не скажешь о ёжике.
Я считаю, что именно такой подход позволит воспитать детей понимающими, заботливыми, добрыми, любящими животных, а не беспомощная черепаха, тоскливо ползающая по застланному коврами полу.
Пяти-шестилетние дети обычно знают привычки домашних животных и чувствуют с ними довольно уверенно: знают, кого можно гладить,  а кого лучше оставить в покое. Однако детям необходимо объяснить, почему нельзя дразнить собак.  Дети должны знать, как вести себя с чужими и бродячими собаками и кошками, что брать на руки их нельзя и кормить с рук тоже.
Многие дети ходят со взрослыми в лес. Необходимо, чтобы они знали, как вести себя при встрече с дикими животными. Увидев змею, лучше быстро отступить, не делая при этом резких движений. Зайцы и ежи безобидны. А волки и рыси водятся в чаще, куда посетители леса обычно не заходят.
Учите детей любить животных, учите на собственном примере. Живое должно жить.
Литература:
1.Т. В. Загвоздкина. Учим дошкольников безопасности. Группа «Фантазёры. – Минск, 2005.
2.Л. П. Молодова. Беседы с детьми о нравственности и экологии. – Минск, 2002.
3.Л. П. Молодова. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1996.