Элементы лыжной подготовки в физкультурно-оздоровительной работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста

Элементы лыжной подготовки в физкультурно-оздоровительной работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста

Лыжи на территории нашей страны появились давно как упражнения, развивающие силу и физические качества человека. Издавна стар и млад, пользовались лыжами для развлечения и отдыха. Дети, подражая взрослым, рано начинали ходить на лыжах.

Передвижение на лыжах вполне доступно детям, лыжи – прекрасное средство физического развития ребенка. Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод является прекрасным возбудителем мышц и средством закаливания.

В чем же преимущества катания на лыжах:

Во-первых, обучение строится на основе спортивных занятий по самым разнообразным направлениям деятельности.

Во-вторых, чистый, морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Красивая природа создает хорошее настроение, положительно влияет на нервную систему. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия. Катание на лыжах способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений.

В-третьих, способствует развитию физических качеств – закрепляет двигательные навыки и умение ходьбы на лыжах, развивает познавательные способности воспитанников, расширяется их кругозор, воспитываются положительные черты характера.

В-четвёртых, игры, праздники, катания на лыжах отдых всей семьей, позволяет органично создавать ситуацию успеха, а воспитанникам переживать чувства эмоционального благополучия, поддерживая тем самым интерес к этому виду спорта и желание вновь достичь хороших результатов.

4. В нашем дошкольном учреждении имеются лыжи на всех воспитанников, в комплекте (лыжи с креплением и палками). В программе детского сада предусматривается «Обучение ходьбе на лыжах». В процессе обучения используются следующие методы обучения ходьбе на лыжах:

Наглядные – показ физических упражнений, слуховые, зрительные ориентиры (флажки, палки), непосредственная помощь взрослого.

Словесные – описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указание, команда.

Практические методы – повторение движений, применение элементов соревнования.

5. Обучение воспитанников дошкольного возраста ходьбе на лыжах провожу с проведения предварительной работы:

Предварительная работа охватывает октябрь и ноябрь, т.е. месяцы, когда снежный покров для передвижения на лыжах еще недостаточен.

В этот подготовительный период воспитанники знакомятся с лыжами, лыжными креплениями, палками, стойками для хранения лыж.

Очень важна также тренировка вестибулярного аппарата. С этой целью в гимнастические занятия в зале включаются различные повороты, наклоны туловища, кружение, ходьба по гимнастической скамейке, бег с высоким подниманием ног, упражнение со скакалкой и другие.

Работа продолжалась в группе, где мы беседовали, рассматривали картинки о зиме, зимних видах спорта. Сами воспитанники рассказывали, какие у них дома лыжи, где и с кем они катались. Для развития личности ребенка, очень важен пример взрослых членов семьи. Поэтому важным моментом является просвещение родителей. Это и консультации на родительских собраниях "Как подобрать лыжи" и информация, размещенная в родительских уголках «Обучение воспитанников ходьбе на лыжах» и т.д.

На прогулке с детьми, одетыми в облегченную одежду, провожу упражнения, игры, преследующие цель общего физического развития и закаливания. Так же использую игры, развивающие координацию движений, воспитывающие ловкость, смелость. На физкультурных занятиях особое внимание уделяю упражнениям, укрепляющим мышцы стоп.

6. Продолжительность лыжных занятий в старшей группе 20-30мин. Она зависит от степени овладения детьми двигательным навыком передвижения на лыжах.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

7. Основной задачей вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузке, так называемое «разогревание» организма. Предварительное «разогревание» позволяет ребенку быстрее овладеть «чувством лыж» и «чувством снега», является как бы психологической подготовкой к выполнению последующих заданий, дисциплинирует воспитанников, помогает собрать внимание, повысить эмоциональный тонус.

8. Задачами основной части являются обучение воспитанников элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости. Так воспитанники шести лет ходят по учебной лыжне на расстоянии от 30 до 100 метров. Это может быть ходьба по кругу, в обход ряда предметов, за флажком, за самым быстрым ребенком, ходьба в различных направлениях, отработки длинного скользящего шага и т.п. Занятия проводятся с учетом постепенного нарастания физической нагрузки. Наибольшую физическую нагрузку на организм ребенка дают спуски со склонов и игры на лыжах: «Кто скорее до флажка», «Кто пройдет и ни разу не упадет», «Кто пройдет и ни разу не уронит мешочка» и др.

10. Основной задачей заключительной части являются постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности. Содержанием заключительной части, может быть, ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа. Длительность таких прогулок на лыжах определяется качеством снега, температурой и влажностью воздуха, силой ветра.

Целями занятия являются:

1. Закрепление навыка передвижения на лыжах скользящим шагом, учить различать темп передвижения (быстро, медленно), ориентироваться в пространстве. Учить подниматься на невысокий склон лесенкой и спускаться с него низко присев.

2. Обучение правильному дыханию во время ходьбы на лыжах.

3. Воспитание выносливости, смелости, ловкости.

Воспитанники усвоили и соблюдают правила ходьбы на лыжах: идти, соблюдая интервал; не отставать; не наезжать на лыжи впереди идущего; не разговаривать на дистанции; при подъеме на горку и других препятствиях помогать слабому; скатываться с горки тогда, когда внизу никого нет; если на пути при спуске с горки неожиданно возникает препятствие, постараться мягко упасть на бок.

При спуске учимся тормозить. Сначала осваивали спуск на низкой стойке, затем стоя. Ходьба по учебной лыжне для воспитанников 5-7 лет обязательна на каждом занятии. На этой лыжне отрабатываются основные элементы техники передвижения. Я, как руководитель, нахожусь в середине круга, по мере необходимости (если воспитанники допускают ошибки) могу показать воспитанникам те или другие элементы ходьбы на лыжах. Для развития ритмичной ходьбы на лыжах применяю бубен. Это помогает воспитанникам согласовывать свои движения с четкими ударами в бубен.

Большое место в работе с детьми старшей группы занимает обучение спускам и подъемам на пологие склоны при длине спуска 10-12 м. Перед спуском со склона обращается внимание воспитанников на стойку лыжника, предлагается ребенку слегка согнуть ноги в коленях, голени наклонить вперед. Вначале сами показываем, как надо спускаться, обращаем внимание воспитанников на уверенный спуск их товарищей. Для предупреждения распрямления ног при спуске воспитанникам рекомендуем пружинистые покачивания на ногах. Для развития динамического равновесия при спуске хорошо применять упражнения – пружинить ногами, ритмично поднимать носок, не отрывая пятки.

         Подъем «лесенкой» воспитанники усвоили быстро. Обучение подъемам здесь так же требует большой подготовительной работы. При подъеме «Лесенкой» надо отработать боковые приставные шаги, где лыжи ставятся четко параллельно. А для этого проводим упражнения со зрительными ориентировками (перешагивание 3-5 палок, параллельно лежащих друг другу на расстоянии шага).

Для ощущения переноса веса тела с одной ноги на другую хорошо проводить первые подъемы на «Лесенку-ступеньку», заранее сделанную в снегу. Необходимо следить, чтобы все воспитанники стремились преодолеть подъем, не снимая лыж.

В старшей группе более совершенствуется навык скользящего шага. Здесь стремимся к тому, чтобы скользящий шаг ребенка был длинным, накатистым, ритмичным. На каждом занятии провожу упражнения скольжения по прямой лыжне. С первых занятий большое внимание уделяю правильной посадке лыжника

Воспитанники 5-7 лет стремятся к быстрой динамике движения, к быстрому скольжению, поэтому провожу задание типа соревнования «Кто скорее добежит до флажка» (10-15 метров).

В старшей группе совершенствуется умение воспитанников делать повороты на лыжах. Повороты выполняются на месте

Для закрепления навыка поворотов с детьми провожу игры «Кто первый повернётся», «У кого ярче солнышко» и т.д.

Постепенно воспитанники овладевают относительно правильным рисунком техники передвижения на лыжах. Движения воспитанников становятся более координированными, более плавными, отдельные циклы движения – более стандартными.

Лыжные прогулки и занятия способствуют воспитанию у воспитанников морально-волевых качеств; смелости, решительности, приучают преодолевать трудности и препятствия, формируют выдержку, воспитывают чувство дружбы, взаимопомощи. Благодаря регулярным занятиям на свежем воздухе воспитанники меньше болеют простудными заболеваниями. Занятия лыжной подготовкой повысили активность воспитанников, у них появилось желание кататься на лыжах в любую погоду.

11. Систематической работой с детьми можно добиться хороших результатов.

Используя все эти приемы и методы, мы достигли неплохих результатов.

В заключении хочу подчеркнуть:

Приобщение воспитанников к спортивным упражнениям имеет огромное значение для формирования у них здорового образа жизни: – это интересная и увлекательная форма движения, а движение – это жизненно необходимая потребность человека; – это эффективнейшее лечебное средство; – это важное средство воспитания.

 

Ах, лыжи, мои лыжи

- Без вас я сам не свой.

Ну что на свете ближе

Мне снежною зимой?

 

 

Руководитель физического воспитания

Степанова Елена Брониславовна

1 квалификационная категория