Профилактика плоскостопия

Профилактика плоскостопия
С точки зрения биомеханики стопа имеет функционально целесообразное анатомическое строение и выполняет ряд важных функций: опорную, рессорную (амортизационную), двигательную, балансировочную. Уплощение свода стоп влияет на положение таза и позвоночника, поэтому плоскостопие, как правило, сопровождается развитием различных типов нарушения осанки. Плоскостопие – деформация стопы, проявляющаяся в снижении ее продольного или поперечного свода. Суммарное количество отклонений от нормы (уплощенная и плоская стопа) в возрасте от 11 до 14 лет составляет у мальчиков от 55,6% до 70,2%, у девочек – от 60,8% до 75,9% (С.В. Шеренда, 2000).По данным разных авторов, плоскостопие у детей составляет от 20 до 40%. В большинстве случаев эта деформация стопы является приобретенной, так как врожденная плоская стопа является следствием нарушения развития плода и встречается редко. По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное и поперечное. Факторами развития плоскостопия являются избыточный вес, наследственно-конституциональная предрасположенность, слабость мышечно-связочного аппарата стоп, дисбаланс мышц голени, неправильно подобранная обувь и др.
В начальной стадии заболевания дети жалуются только на усталость в ногах, повышенную утомляемость после продолжительной ходьбы или статической нагрузки. Затем боль усиливается, появляется деформация стоп, удобную обувь становится подобрать все труднее, сильнее стаптывается внутренняя часть каблука, на которую приходится большая нагрузка, стопы отекают.
Наиболее тяжелым видом плоскостопия является плосковальгусная деформация, при которой опора происходит на внутренние свод с отделением переднего отдела стопы. При плосковагульсной стопе отклоняется пятка и передний отдел стоп кнаружи в виде буквы «Х», появляются болевые точки:
  • на подошве, в центре внутреннего продольного свода;
  • на тыльной поверхности стопы;
  • под лодыжками;
  • в мышцах голени, вследствие их перегрузки;
  • в коленном и тазобедренном суставах, что связано с нарушением нормальной биомеханики статики и динамики;
  • в области поясницы.
В целях профилактики плоскостопия необходимо выполнение комплекса мероприятий.
Во-первых, важно предохранять детей от хронических, часто и длительно протекающих заболеваний, которые приводят к постельному режиму, а значит, и к ослаблению мышц туловища и конечностей, в том числе стоп. Необходимо обеспечить гармоничное физическое развитие ребенка с правильно организованным режимом и максимальным использованием факторов внешней среды (например, ходьба босиком по неровному грунту, закаливание стоп).
Во-вторых, нужно уделить достаточное внимание воспитанию биомеханически рационального навыка ходьбы (правильное распределение площади опоры и центра тяжести).
В-третьих, обувь должна отвечать гигиеническим требованиям:
  • обеспечивать теплоизоляцию и вентиляцию;
  • обладать эластичностью и не нарушать правильного передвижения;
  • быть достаточно прочной, жесткой и устойчивой;
  • соответствовать длине и ширине стопы, иметь хорошую прокладку и достаточное пространство для пальцев;
  • каблук должен быть невысоким (2-4 см) для равномерного распределения веса тела на передний и задний отделы стопы (длительное ношение обуви на высоком каблуке приводит к изменению угла наклона тела и соответственно к нарушению осанки тела с искривлением позвоночника).
Для правильного функционирования сумочно-связочного аппарата стоп важно:
  • не носить мягкую обувь, например валенки, чешки, мягкие сандалии без задника, а также обувь с низким носком;
  • не носить обувь на босую ногу, оберегать стопы от механических воздействий.
В-четвертых, необходимо обращать внимание на гигиену стоп, особенно у детей с повышенной потливостью ног. Колготки и носки должны быть из натуральных тканей (шерсти, хлопка), либо с максимальным вложением натуральных волокон; быть гигроскопичными и соответствовать размеру стопы. Нужно научить детей подстригать ногти по прямой линии, чтобы давление стенок обуви на края овально остриженных ногтей не вело к их врастанию.
Главное в профилактике плоскостопия – хорошо организованный двигательный режим с обязательной ежедневной утренней гимнастикой и закаливанием.
Из средств реабилитации наиболее целесообразно использование гимнастики и ортопедического лечения. Особенно эффективна коррекция в период ростовых сдвигов, то есть во время формирования опорно-двигательного аппарата.
Первостепенное значение необходимо уделить обуви. Она должна быть устойчивой, плотно охватывать стопу, но не жать, чтобы не вызывать местного нарушения кровообращения. Вредно носить как тесную, так и чересчур просторную обувь, которую иногда покупают детям «на вырост», что вызывает потертости и портит походку. Обувь без каблука или, наоборот, на слишком высоком каблуке и с узким носком также не годится, так как центр тяжести тела перемещается вперед, основная нагрузка падает на передний отдел стопы, мышцы и связки перенапрягаются.
Но иногда одной лишь рациональной обуви для коррекции плоскостопия недостаточно. Тогда назначаются супинаторы или ортопедическая обувь. Они облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, но пользоваться ими постоянно не рекомендуется, супинаторы используются в период длительного пребывания на ногах, во время прогулок, экскурсий и др.
Ортопедическая обувь не исправляет деформацию, а улучшает статику ребенка и предотвращает возникновение неправильного фиксированного положения стопы.
В домашних условиях можно периодически проводить курс профилактики в виде контрастных ножных ванн в течение двух недель. Для этого используются две емкости с горячей (40-450С) и холодной (20-220С) водой. Попеременно погружая на 10 секунд то в горячую, то в холодную воду в течение 10-15 минут, мы тренируем мышцы и сосуды нижних конечностей.
Особенно важно систематически выполнять специальные гимнастические упражнения для формирования сводов стоп.
Упражнения, используемые для коррекции продольного и поперечного плоскостопия в различных исходных положениях
Упражнения в ходьбе
  • ходьба на носках;
  • ходьба на наружном своде;
  • ходьба «гусиным шагом»;
  • ходьба на носках в полуприседе;
  • ходьба с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь;
  • ходьба на носках с высоким подниманием бедер;
  • ходьба скользящим шагом со сгибанием пальцев;
  • ходьба по ребристой доске;
  • ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек;
  • ходьба по наклонной плоскости на носках;
  • ходьба скрестным шагом на наружном крае стопы;
  • танцевальные шаги на носках;
Упражнения в исходном положении стоя
  • приподнимание на носках вместе и попеременно;
  • перекат с пятки на носок и обратно;
  • полуприсед и присед на носках;
  • полуприсед и присед, пятки врозь, носки вместе;
  • поднимание пяток, без отрыва от пола пальцев ног;
  • присед, стоя на гимнастической палке;
Упражнения в исходном положении сидя
  • сед, ноги параллельно, приподнимание пяток вместе и попеременно;
  • сидя, тыльное сгибание стоп вместе и попеременно;
  • сидя, поднимание пятки одной ноги и носка другой;
  • сидя, захват пальцами ног мелких предметов и их перекладывание;
  • сед по-турецки;
  • подгребание пальцами матерчатого коврика;
  • перебрасывание друг другу мячей ногами.
Упражнения в исходном положении сидя
  • лежа, оттягивание носков;
  • лежа, стопы на полу, разведение пяток в стороны и обратно;
  • лежа, ноги согнуты, бедра разведены, стопы касаются подошвами друг друга, - отведение и приведение стоп в области пяток с упором на переднюю часть стопы;
  • лежа, круговое движение стоп;
  • лежа, скольжение стопой по голени другой ноги;
  • лежа на животе, отжимание от пола, ноги на носках;
  • лежа на спине, поднимание прямых ног, носки на себя;
  • лежа, плавание стилем «кроль».
Кроме этого полезно летом чаще ходить босиком по песку, мелкому гравию, кататься на велосипеде, зимой кататься на лыжах. Из видов физических упражнений рекомендуются занятия плаванием, спортивными играми с мячом, лыжным спортом. Уделять внимание закаливанию и общему двигательному режиму. Воспитывать навыки правильной осанки и правильного положения стоп при ходьбе и статических нагрузках.
Подвижные игры при плоскостопии
  1. 1. «Сборщик» - собрать пальцами ног носовой платок и перенести его с одного места на другое (можно использовать любые мелкие предметы).
  2. 2. «Гусеница» - кто быстрее, сидя на гимнастической скамейке, пересечет контрольную линию стопами, подтягивая пятку к носку.
  3. 3. «Художник» - сидя на стуле или гимнастической скамейке, захватить между первым и вторым пальцами ног карандаш и нарисовать на листе бумаги картину; затем устроить выставку картин.
  4. 4. «Барабанщик» - сидя, постукивание пальцами стоп по полу.
  5. 5. «Эквилибрист» - сидя, прокатывание теннисного мяча вправо-влево и по кругу областью внутреннего продольного свода правой, затем левой стопы.
  6. 6. «Кораблик» - сидя, перекатывание теннисного мяча между сводами стоп, держа ноги на весу (кто дольше?).
  7. 7. «Маляр» - сидя, проглаживание областью внутреннего продольного свода одной стопы по голени другой стопы.

Литература

  1. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М., «Просвещение», 1972. С. 203 – 208.
  1. Нарскин Г.И. Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Г.И. Нарскин, М.В. Коняхин, О.А. Ковалева и др.; Под. Ред. Г.И. Нарскина. – Мн.: «Полымя», 2002. – С.17 – 18, 122 – 131.