«Музыкальные складушки про веселые игрушки»

«Музыкальные складушки про веселые игрушки»

(голосовые игры для детей с нарушением речи).

 

Голосовые игры являются интонационно-фонетическими упражнениями, в основе которых лежит фонопедический метод В. В. Емельянова. Уже проверено на практике, что подобные упражнения обеспечивают развитие ребенка, а также имеют общеоздоровительную и профилактическую функцию.

В песенках играх используются особые звуки, которые называются сигналами доречевой коммуникации (так говорят младенцы). Эти звуки даны человеку изначально от природы и от рождения, поэтому они физиологически целесообразны. Голосовые игры развивают восстанавливают голос и дыхание, формируют навык восприятия и воспроизведения звуков разного диапазона, развивают произведение звуков разного диапазона, развивают механизмы голосообразования, фонематический слух, способствуют координации слуха и голоса. 

«Музыкальныескладушки» можно использовать в работе с маленькими детьми (подпевки). Дети дошкольного возраста разыгрывают песенки вместе с педагогом, а также исполняют их сами, включаясь в спонтанное голосовое музицирование.
Детские голосовые игры готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению в обыденной жизни и являются полезными для развития сценической речи (в театрализации) и свободы самовыражения.
Вот несколько примеров из практического материала на эту тему и рекомендации.

«Кто как поет».
В этом упражнении даются представления о регистрах. Средний регистр
прочитывается мягким голосом. Цыпленка изображаем высоким тонким
голосом, а тигренка или бычка – низким.
«Хочешь научиться пенью?
Ты, дружок, имей терпенье
Вместе с нами голоси:
«До, ре, ми, фа, соль, ля, си».
Станешь краше и сильнее,
Здоровее, веселее!
В мире звуки хороши
К ним прислушаться спеши!
В музыке лишь три регистра –

Есть высокий, средний, низкий!
Мой природный голосок 
Он не низок, не высок.
Я им песенки пою
Или просто говорю.
У цыпленка голос тонок,
Послушай, как пищит цыпленок:
«Пи-пи-пи»
И тигренок не молчит –
Низким голосом рычит: «Рррр»!
А бычок мычит упрямо,
просит молока у мамы,
Терпеливо маму ждет
Толстым голосом поет:»Му-у у»!
Высоко щебечут птицы,
Светит солнце высоко 

Будем песни петь учиться
Быстро, весело, легко.»
«Песенка пони»
Эта песенка относится к разряду артикуляционной гимнастики. Задача педагога – научить ребенка щелкать языком, при этом щелканье должно
быть различным и равномерно меняться. Первый щелчок производится
языком и растянутыми в улыбку губами – верхние и нижние зубы при этом 
открыты. На второй щелчок – зубы спрятаны за собранными и вытянутыми в трубочку губами.
«Мой пони веселый бежит по дорожке –
Цок, цок цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок
И резво бегут его быстрые ножки - 
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок
Мы смело на пони поедем верхом,
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок
Игрушечный город объедем кругом
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок
Ритмично и мерно копытца стучат –
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок
И песенкой ритма ребят веселят –
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок
И песенка та раздается кругом –
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок
А мы все пощелкаем ей язычком   
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок». 
«Путешествие». « Машина». 
Мы в машину сядем,
Заведем мотор
Повезет машина нас
За большой забор.
На машине ехали,
город весь проехали
Проезжали косогор - 
У нее заглох мотор. 
(Дети имитируют звук «р» вибрацией губ одновременно со звуком голоса).
«Самолет».
Полетит наш самолет,
К облакам нас унесет.
С ветерком там поиграет
И на землю всех вернет.
(Дети тянут гласный звук «у» с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые, вытянутые трубочкой губы, изменяя высоту звука).
«Лошадка».
На лошадке верхом
Все поскачем мы потом
Звонко цокают копытца
Не пора ль остановиться?
Тпру у.
(Дети щелкают языком, изменяя форму губ).