Играя - лечим

«Играя, лечим!    Развитие речевого дыхания»

 

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи.

Правильное речевое дыхание обеспечивает:

1) нормальное звукообразование;

2) создает условия для поддержания громкости речи;

3) четкое соблюдение пауз;

4) сохранение плавности речи;

5) интонационную выразительность.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох и плавный ротовой выдох.

Несколько важных правил:

1) вдох делать носом, а выдох через рот;

2) губы вытягивать вперед трубочкой, щеки не надувать;

3) избегать головокружения у детей.

Ведущим средством воздействия на речевое дыхание дошкольника является игровая деятельность.Ребятишки с удовольствием выполняют играя полезную дыхательную гимнастику.

Дятел.

Пестрый дятел тук да тук,

Слышим мы знакомый звук.

Это с той зеленой ели

Раздается громкий стук.

Погладить нос от кончика к переносице-сделать вдох, на выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем-5 раз.

Василек.

Распустился наш цветок-

Ярко-синий василек.

Ну пойдем скорей гулять,

Аромат его вдыхать.

Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем-через левую по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

Доктор.

Горлышко свое мы

Доктору покажем.

Чтобы все увидел

"А-а-а" ему мы скажем.

Во время выдоха широко раскрыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести "а-а-а"-5 раз.

Пароход.

Данное упражнение направлено на развитие плавного выдоха. Детям раздаются пузырьки высотой не более 7см., диаметром горлышка не более 1, 5см. Взрослый показывает, как правильно дуть в пузырек, чтобы появился звук, далее дети дуют в пузырьки.

Капитан.

Данное упражнение направлено на развитие умения чередовать плавный и сильный выдох. Вместе с детьми нужно сделать маленькие кораблики из разноцветной бумаги. Берется тазик с водой и опускаются туда кораблики. Дети рассаживаются вокруг тазика, на край которого прикрепляются значки (город-порт) .Ребенок складывает губы для звука "ф" и плавно дует на кораблики. Далее объявляется сильный ветер, дуем быстро и сильно, сложив губы для звука "п".

Приятный запах

Цель. Развитие фразовой речи на плавном выдохе.

Оборудование. Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.), или надушенный носовой платок, или фрукты (мандарин, яблоко, лимон).

Описание игры. Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: "Хорошо; очень хорошо; очень приятный запах; очень ароматный цветок (ароматное яблоко)" и т.д.

Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они (в зависимости от речевых возможностей) сами придумывают предложения.

Соседи

Цель. Правильное построение фразы. Совершенствование ориентации в пространстве.

Оборудование. Детские стульчики, бубен.

Описание игры. Детям дается задание: назвать своего соседа справа.

Они по очереди говорят, например: я сижу с Вовой. Когда все дети назовут своего соседа, педагог дает сигнал бубном. Дети разбегаются по комнате. Они могут взять игрушки и некоторое время поиграть. По новому сигналу должны сесть именно с тем соседом, которого они назвали. Кто ошибся, проигрывает.

При повторении игры ответы детей усложняются: я сижу с Вовой и Женей; я сижу рядом с Вовой и Женей; справа от меня — Вова, слева от меня — Женя; мой сосед справа — Вова, мой сосед слева — Женя.

Обгони

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи. Воспитание координированных движений.

Оборудование. Детские стульчики (пенек, бревнышко или скамеечка на участке, в лесу).

Описание игры.

Вариант 1. 

Дети стоят или сидят на бревнышке, травке или стульчиках. Напротив, в 10—15 шагах, один стульчик (пенек). Выбираются двое водящих с помощью считалочки. Они становятся напротив стульчика (пенька). Педагог вместе со всеми детьми произносит стишок:

Девочке на ручку
Бабочка села.
Девочка бабочку
Поймать не успела.

После слов "поймать не успела" водящие бегут к пеньку. Кто успеет сесть на него первым, тот выиграл.

Вариант 2. Эту игру можно сопровождать и другим стихотворением:

Бабка сеяла горох,
Уродился он неплох,
Уродился он густой...
Мы помчимся,   
Ты постой.

В этом случае стишок говорит водящий. В процессе игры педагог следит, чтобы дети правильно делали дыхательные паузы. Эти игры можно использовать и для автоматизации разных звуков.

Волшебное зеркало

Цель. Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Описание игры. Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

Ну-ка, зеркальце, смотри!
Все нам верно повтори!
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее каким-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.

Дождик, дождик

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.

Оборудование. Детские стулья.

Описание игры. Стулья расставлены по кругу, на один меньше, чем играющих детей. Дети ходят в середине круга и говорят хором (или один):

Дождик, дождик, что ты льешь?
Погулять нам не даешь.

После слов "погулять нам не даешь" дети бегут к стульчикам. Кому стульчика не хватило, тот проиграл. Игра повторяется несколько раз.

Палочка-выручалочка

Цель. Та же, что и в предыдущей игре.

Оборудование. Палочка (толщина 3 — 4 см, длина 30 — 40 см).

Описание игры. Игра проводится на участке, на полянке. Дети стоят тесной группой. Выбираются водящий и ведущий, Ведущий берет палочку и вместе со всеми детьми произносит слова:

Палочка-Выручалочка,
Среди бела дня
Выручай меня!
За березу, за рябину —
Далеко тебя закину.
Кто за палкой гонится,
От того хоронятся.

После слов "от того хоронятся" ведущий кидает палку. Водящий бежит за ней. Остальные дети разбегаются и прячутся. Подняв палку, водящий идет искать детей. Кого найдет первым, тот становится водящим, кого последним, тот ведущий.

Песенка стрекозы

Цель. Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Описание игры. Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:

Я летала, я летала,
Устали не знала.
Дети плавно взмахивают руками.
Села, посидела,
Опять полетела.
Опускаются на одно колено.
Я подруг себе нашла,
Весело нам было.

Вновь делают «летательные» движения руками.

Хоровод кругом вела,
Солнышко светило.

Берутся за руки и водят хоровод.

Игра может быть использована для дифференциации звуков с, с', р  л. В этом случае дети произносят стишок не хором, а по одному.

Повар

Цель. Та же, что и в предыдущей игре.

Оборудование. Поварской колпак.

Описание игры. Все дети становятся в круг. Водящий ходит за крутом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:

Будем в повара играть,
Никому нельзя зевать.

Если повар будешь ты, 
То скорей кругом иди.

После слов "скорей кругом иди" водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первым обойдет (не бежать!) круг, тот выигрывает.

Светофор

Цель. Закрепление представлений о правилах уличного движения.

Оборудование. Три картонных кружка диаметром 15 см: зеленый, красный, желтый. Мел или палочка.

Описание игры. Перед началом игры педагог рассказывает о назначении светофора и правилах уличного движения. Затем дети разучивают стихотворение "Светофор":

Красный — ясно,
Путь опасный.
Желтый — тоже
Подожди!
А зеленый впереди —
Проходи!

Затем педагог мелом на полу или палочкой на земле чертит дорогу и переход. Около перехода становится водящий с кружками. Дети, стоя в шеренге по одному, несколько раз переходят дорогу туда и обратно, если водящий показывает зеленый кружок. Затем водящий поднимает красный кружок. Дети останавливаются и произносят первые две строчки стишка хором. Красный кружок сменяется желтым. В этом случае они произносят следующие две строчки стихотворения. И наконец загорается зеленый свет.

Дети произносят последние две строчки.

Если кто-то из детей не успеет перейти за время произнесения последних строчек стихотворения, водящий спрашивает: "Где ты был до сих пор?" Опоздавший отвечает: "Задержал светофор".

Стайка (салочки)

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи. Активизация словаря по теме "Птицы". Воспитание спортивной сноровки.

Описание игры. Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносит считалочку:

Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек — стайка:
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель.
Эта птичка — скворушка,
Серенькое перышко.
Эта — зяблик,
Эта — стриж,
Эта — развеселый чиж.
Ну, а эта — злой орлан.
Птички, птички — по домам!

Дети после этих слов разбегаются, а водящий ("злой орлан") старается кого-нибудь поймать.

Определи место игрушки

Цель. Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.

Оборудование. Игрушки: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.

Описание игры. Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребенка, он спрашивает у него: "Между какими игрушками стоит пирамида?" Ребенок должен дать полный ответ: "Пирамида стоит между машиной и мячом". После двух-трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.

Методические указания. Перед проведением игры педагог напоминает детям, что нужно говорить неторопливо, выразительно, не отделяя паузами одно слово от другого, а всю фразу говорить как одно длинное слово. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например:
"Мяч лежит между куклой и мишкой". Правильно ответивший получает фант. Затем определяется победитель

Аист

Цель. Развитие выразительности речи, сочетание речи с движениями. Закрепление понятия "право-лево".

Оборудование. Шапочка аиста, корзиночка.

Описание игры. Один ребенок изображает аиста. Ему надевают шапочку аиста. В нескольких шагах от него другой ребенок с корзиночкой. Он заблудился в лесу. Увидев аиста, ребенок обращается к нему:

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
Топай правою ногой, 
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой!

Ребенок с корзиночкой выполняет все движения, о которых ему говорит аист, а затем садится на место.